05.10.2018 13:49 | 142

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Л. Толстой

Высказывание известного русского писателя как нельзя лучше подходит к Троешкиной Инне Алексеевне. Учителем начальных классов она работает уже 33 года и все время – в одной школе №8.

Сюда она пришла в 21 год, после окончания Брянского педагогического института имени И.Г. Петровского. Учителем хотела быть всегда, да и в то время это было очень престижно. 

«Единственное, что пугало тогда, так это то, что могут распределить неизвестно куда и пришлось бы уезжать из родного города. Но, слава Богу, все хорошо закончилось,  и я пришла работать в школу №8. Правда, когда поступала, то еще выбирала между факультетом начальных классов и русским языком и литературой, но хотелось работать больше с детьми, не так, что пришла, отвела урок и ушла, а чтобы быть с ними постоянно, видеть их взросление и развитие. Здесь своя интересная специфика».

Учителем начальных классов Инна Алексеевна работает уже 33 года. За это время было у нее около десятка выпусков. Своих первых детишек помнит до сих пор. Сейчас в 4-й класс к Инне Алексеевне даже ходит сын одной из первых учениц. А тогда в 1986 году ей, еще совсем молодой и без опыта, дали самый многочисленный класс -  38 человек. Можно сказать, чуть не спугнули молодого специалиста такой ответственностью. 

«Было очень сложно. Последняя парта была еле видна, такое создавалось впечатление. Для молодого учителя, в 21 год, это большая ответственность и нагрузка. Помню, были сначала слезы. Что-то сначала не получалось и было желание уйти, но мама сказала «Что ж ты, доча, окончила институт и получила хорошую такую профессию, значит нужно работать на своем месте». Через месяца два я поняла, что это, действительно, мое место и мое призвание».

Сейчас Инна Алексеевна уже сама дает советы только начинающим свой педагогический путь коллегам и очень радуется, когда в школу приходят молодые специалисты. 

«В начальную школу, обычно, не приходят «случайные люди». Все сюда идут целенаправленно. Люди не гонятся за зарплатой, в начальную школу они приходят, прежде всего, чтобы реализовать себя. Мои коллеги должны быть уравновешенными, добрыми людьми, с обширным кругом знаний. Так как учитель начальных классов – это учитель-универсал, мы должны знать все».

Начальную школу учитель любит, прежде всего, за то, что дети здесь все еще с пытливым, озорным, сверкающим взглядом, им все интересно, все хочется познать. 

«Больше всего в этой профессии мне нравится общение с детьми. Когда я к ним прихожу, то сразу забываю, что у меня болит или какие неприятности дома. Конечно, как и на любой работе, и в школе бывают свои нерадостные моменты, но все равно здесь я отдыхаю душой, с моими ребятами. Это мой родной дом. Я всегда хотела прийти в школу и учить. Я ни о чем не желаю. Если бы мне пришлось снова выбирать профессию, то я выбрала бы то же самое. Она мне приносят большое моральное удовлетворение. Иначе бы, наверно, я не смогла бы так проработать 33 года, ушла бы».

Сейчас в классе Инны Алексеевны – 34 человека. В таком большом коллективе учителю довольно сложно удержать на себе внимание и интерес, тем более, что дети сейчас очень подвижные и активные. 

 «Конечно, не каждого удается спросить,  детки даже на меня за это обижаются порой. Но стараюсь по максимуму всем уделить внимание. Это очень интересно – слушать детей. Особенно, сейчас по программе у нас много разных проектов и очень интересно наблюдать за детьми во время их выступлений.  Особенно, им нравятся проекты, касающиеся родословной, о своих бабушках и дедушках, любят заниматься творчеством».

Если раньше на начальную школу отводилось только 3 года, то сейчас дети учатся здесь 4 года. Новая программа несет много новых знаний, уже со второго класса начинают изучать иностранный язык, хотя 15 лет назад такой сложный предмет вводился только в 5м классе. Но, по словам Инны Алексеевны, современная система образования, несмотря на свою насыщенность, и довольно гармонична. 

«Очень хорошо, что в современной программе много проектов на размышление, рассуждение. Дети, таким образом, учатся самостоятельности. Они выбирают сами темы проектов и творческих работ, источники информации. Очень полезна наша внеурочная деятельность: краеведение, информатика на развитие внимания, мышления, логики, риторика, школа добрых дел, где мы делаем подарки первоклассникам, родителям, убираем кабинеты, ухаживаем за цветами, также мы делаем с ребятами кормушки для птиц. Большим подспорьем для современного учителя являются интерактивные доски. Они очень помогают на уроках по окружающему миру и при обучении грамоте, письму. На доске можно, к примеру, наглядно показать и Гранд-Каньон в Америке, и как правильно держать руку и писать буку, и включить мультик, посвященный звукам».

Школа, в которой преподает Инна Алексеевна, носит имя своего ученика, Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.М. Афанасьева. Детям учитель много рассказывает о жизни выдающегося земляка, о его космических подвигах, тем более, что маленького Афанасьева еще учила географии свекровь Инны Алексеевны и уж о его напористом характере и силе воли она знает хорошо. Да и сам Герой  - частый гость в образовательном учреждении. 

«Уже в первом классе ребята знают нашего героя, кто это, чем он знаменит. Афанасьев приезжает к нам часто в гости, беседует с учащимися, они задают ему свои вопросы».

В своей работе Инна Алексеевна большое внимание уделяет внутреннему миру ребенка. Так, в творческих проектах никогда не навязывает детям какие-то определенные свои темы, а вместе с ними пытается найти то, что им самим будет интересно. 

«Я люблю вдумчивых детей, которым смотришь в глаза и видна там мысль».

Инна Алексеевна признается, что быть учителем – сложно. Даже если уроки и заканчиваются в 12 часов, учитель никогда рано уйти домой не может, до вечера будет сидеть, составлять планы занятий, проверять тетради. Пакеты с домашними заданиями приходится брать даже домой - не хватает времени. Постоянная работа над ошибками нужна и чтобы подготовить хорошо начальные классы к Всероссийской проверочной работе – это своеобразный мини-экзамен, который сдается после окончания 4-го класса. На ней ребята, как одиннадцатиклассники на ЕГЭ, сидят по одному за партой, у каждого – свой вариант, пишется работа строго под определенным кодом – в общем, все по-взрослому.

«Все нужно проверить и сделать какие-то выводы, чтобы на основании работы ребенка скорректировать следующий урок и понять, на что нужно обратить больше внимания ребят, что они плохо поняли».

На уроках наша героиня может быть и доброй, может и посмеяться, и пошутить с ребятами, но иногда, она не отрицает, может немного и повысить голос, для дисциплины. Порядку детей учит, говорит Инна Алексеевна, даже школьная форма.

«Форма – это, конечно, большой плюс. Прежде всего, она дисциплинирует и настраивает на то, что ты идешь в школу. Также форма позволяет им уважительно относиться друг к другу и не возвышать себя на фоне остальных».

Инна Алексеевна учит детей ответственности, самостоятельности, рассудительности, а они ее радуют своей непосредственностью, легкостью, любознательностью, энергией. Вместе со своими воспитанниками учитель участвует в различных городских и областных конкурсах и участвует довольно успешно. К примеру, в прошлом году на конкурсе, приуроченном ко Всемирному дню птиц, класс Инны Алексеевны занял первое место со своим скворечником. Отличились ребята и на школьном военно-спортивном фестивале строя и песни «Зарница-1», посвященном 75-летию победы советских полков в Сталинградской битве. Инна Алексеевна часто ходит со своими детьми в театр, библиотеку, на экскурсии по городу, обязательно в конце учебного года всем классом отдыхают на природе. Это ли не любовь к делу и к ученикам, как говорил Толстой? 

Возможно, такой опыт и подход Троешкиной Инны Алексеевны вдохновит и еще кого-то из ребят на то, чтобы стать учителем начальных классов, как это в свое время сделали первые учителя самой нашей героини. 

 

Материалы по теме: