05.10.2018 13:49 | 247

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Л. Толстой

Высказывание известного русского писателя как нельзя лучше подходит к Троешкиной Инне Алексеевне. Учителем начальных классов она работает уже 33 года и все время – в одной школе №8.

Сюда она пришла в 21 год, после окончания Брянского педагогического института имени И.Г. Петровского. Учителем хотела быть всегда, да и в то время это было очень престижно. 

«Единственное, что пугало тогда, так это то, что могут распределить неизвестно куда и пришлось бы уезжать из родного города. Но, слава Богу, все хорошо закончилось,  и я пришла работать в школу №8. Правда, когда поступала, то еще выбирала между факультетом начальных классов и русским языком и литературой, но хотелось работать больше с детьми, не так, что пришла, отвела урок и ушла, а чтобы быть с ними постоянно, видеть их взросление и развитие. Здесь своя интересная специфика».

Учителем начальных классов Инна Алексеевна работает уже 33 года. За это время было у нее около десятка выпусков. Своих первых детишек помнит до сих пор. Сейчас в 4-й класс к Инне Алексеевне даже ходит сын одной из первых учениц. А тогда в 1986 году ей, еще совсем молодой и без опыта, дали самый многочисленный класс -  38 человек. Можно сказать, чуть не спугнули молодого специалиста такой ответственностью. 

«Было очень сложно. Последняя парта была еле видна, такое создавалось впечатление. Для молодого учителя, в 21 год, это большая ответственность и нагрузка. Помню, были сначала слезы. Что-то сначала не получалось и было желание уйти, но мама сказала «Что ж ты, доча, окончила институт и получила хорошую такую профессию, значит нужно работать на своем месте». Через месяца два я поняла, что это, действительно, мое место и мое призвание».

Сейчас Инна Алексеевна уже сама дает советы только начинающим свой педагогический путь коллегам и очень радуется, когда в школу приходят молодые специалисты. 

«В начальную школу, обычно, не приходят «случайные люди». Все сюда идут целенаправленно. Люди не гонятся за зарплатой, в начальную школу они приходят, прежде всего, чтобы реализовать себя. Мои коллеги должны быть уравновешенными, добрыми людьми, с обширным кругом знаний. Так как учитель начальных классов – это учитель-универсал, мы должны знать все».

Начальную школу учитель любит, прежде всего, за то, что дети здесь все еще с пытливым, озорным, сверкающим взглядом, им все интересно, все хочется познать. 

«Больше всего в этой профессии мне нравится общение с детьми. Когда я к ним прихожу, то сразу забываю, что у меня болит или какие неприятности дома. Конечно, как и на любой работе, и в школе бывают свои нерадостные моменты, но все равно здесь я отдыхаю душой, с моими ребятами. Это мой родной дом. Я всегда хотела прийти в школу и учить. Я ни о чем не желаю. Если бы мне пришлось снова выбирать профессию, то я выбрала бы то же самое. Она мне приносят большое моральное удовлетворение. Иначе бы, наверно, я не смогла бы так проработать 33 года, ушла бы».

Сейчас в классе Инны Алексеевны – 34 человека. В таком большом коллективе учителю довольно сложно удержать на себе внимание и интерес, тем более, что дети сейчас очень подвижные и активные. 

 «Конечно, не каждого удается спросить,  детки даже на меня за это обижаются порой. Но стараюсь по максимуму всем уделить внимание. Это очень интересно – слушать детей. Особенно, сейчас по программе у нас много разных проектов и очень интересно наблюдать за детьми во время их выступлений.  Особенно, им нравятся проекты, касающиеся родословной, о своих бабушках и дедушках, любят заниматься творчеством».

Если раньше на начальную школу отводилось только 3 года, то сейчас дети учатся здесь 4 года. Новая программа несет много новых знаний, уже со второго класса начинают изучать иностранный язык, хотя 15 лет назад такой сложный предмет вводился только в 5м классе. Но, по словам Инны Алексеевны, современная система образования, несмотря на свою насыщенность, и довольно гармонична. 

«Очень хорошо, что в современной программе много проектов на размышление, рассуждение. Дети, таким образом, учатся самостоятельности. Они выбирают сами темы проектов и творческих работ, источники информации. Очень полезна наша внеурочная деятельность: краеведение, информатика на развитие внимания, мышления, логики, риторика, школа добрых дел, где мы делаем подарки первоклассникам, родителям, убираем кабинеты, ухаживаем за цветами, также мы делаем с ребятами кормушки для птиц. Большим подспорьем для современного учителя являются интерактивные доски. Они очень помогают на уроках по окружающему миру и при обучении грамоте, письму. На доске можно, к примеру, наглядно показать и Гранд-Каньон в Америке, и как правильно держать руку и писать буку, и включить мультик, посвященный звукам».

Школа, в которой преподает Инна Алексеевна, носит имя своего ученика, Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.М. Афанасьева. Детям учитель много рассказывает о жизни выдающегося земляка, о его космических подвигах, тем более, что маленького Афанасьева еще учила географии свекровь Инны Алексеевны и уж о его напористом характере и силе воли она знает хорошо. Да и сам Герой  - частый гость в образовательном учреждении. 

«Уже в первом классе ребята знают нашего героя, кто это, чем он знаменит. Афанасьев приезжает к нам часто в гости, беседует с учащимися, они задают ему свои вопросы».

В своей работе Инна Алексеевна большое внимание уделяет внутреннему миру ребенка. Так, в творческих проектах никогда не навязывает детям какие-то определенные свои темы, а вместе с ними пытается найти то, что им самим будет интересно. 

«Я люблю вдумчивых детей, которым смотришь в глаза и видна там мысль».

Инна Алексеевна признается, что быть учителем – сложно. Даже если уроки и заканчиваются в 12 часов, учитель никогда рано уйти домой не может, до вечера будет сидеть, составлять планы занятий, проверять тетради. Пакеты с домашними заданиями приходится брать даже домой - не хватает времени. Постоянная работа над ошибками нужна и чтобы подготовить хорошо начальные классы к Всероссийской проверочной работе – это своеобразный мини-экзамен, который сдается после окончания 4-го класса. На ней ребята, как одиннадцатиклассники на ЕГЭ, сидят по одному за партой, у каждого – свой вариант, пишется работа строго под определенным кодом – в общем, все по-взрослому.

«Все нужно проверить и сделать какие-то выводы, чтобы на основании работы ребенка скорректировать следующий урок и понять, на что нужно обратить больше внимания ребят, что они плохо поняли».

На уроках наша героиня может быть и доброй, может и посмеяться, и пошутить с ребятами, но иногда, она не отрицает, может немного и повысить голос, для дисциплины. Порядку детей учит, говорит Инна Алексеевна, даже школьная форма.

«Форма – это, конечно, большой плюс. Прежде всего, она дисциплинирует и настраивает на то, что ты идешь в школу. Также форма позволяет им уважительно относиться друг к другу и не возвышать себя на фоне остальных».

Инна Алексеевна учит детей ответственности, самостоятельности, рассудительности, а они ее радуют своей непосредственностью, легкостью, любознательностью, энергией. Вместе со своими воспитанниками учитель участвует в различных городских и областных конкурсах и участвует довольно успешно. К примеру, в прошлом году на конкурсе, приуроченном ко Всемирному дню птиц, класс Инны Алексеевны занял первое место со своим скворечником. Отличились ребята и на школьном военно-спортивном фестивале строя и песни «Зарница-1», посвященном 75-летию победы советских полков в Сталинградской битве. Инна Алексеевна часто ходит со своими детьми в театр, библиотеку, на экскурсии по городу, обязательно в конце учебного года всем классом отдыхают на природе. Это ли не любовь к делу и к ученикам, как говорил Толстой? 

Возможно, такой опыт и подход Троешкиной Инны Алексеевны вдохновит и еще кого-то из ребят на то, чтобы стать учителем начальных классов, как это в свое время сделали первые учителя самой нашей героини. 

 

Материалы по теме:
Николай Белоус
Депутат Брянской областной Думы
Было предложено разработать национальную программу по социальному развитию сельских территорий. Это поможет сделать их привлекательной для жизни людей. Под контролем Губернатора Александра Богомаза, в районах Брянской области проведена газификация 14 сельских населенных пунктов, получили водоснабжение шесть населенных пунктов. Завершено строительство 11 автомобильных дорог, ведущих к общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Реализуются проекты комплексной застройки и благоустройства сельских микрорайонов. Нужно продолжать такую практику, чтобы привлечь как можно больше людей, аграрных специалистов, учителей и врачей к работе на селе. Ведь важно ведь не только «выучить» профильного специалиста. Важно создать для него привлекательные условия, чтобы он захотел жить и работать в сельской местности
Валентин Суббот
Депутат ГД ФС РФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Работа дискуссионных площадок была посвящена приоритетным для Партии направлениям: «Экономика роста», «Качество жизни», «Городская среда и чистая страна», «Развитие сельских территорий». После принятия в 2016 году предвыборной программы Партии «Единая Россия» ежегодно открыто подводит итоги реализации программных положений. Первый такой отчет был проведен в рамках XVII Съезда в 2017 году. В этом году работа дискуссионных площадок была посвящена приоритетным для «Единой России» направлениям: «Экономика роста», «Качество жизни», «Городская среда и чистая страна», «Развитие сельских территорий». Считаю, что подобная практика полезна для самой Партии, как для ответственной политической силы. И, конечно, она дает возможность избирателям видеть, как предвыборные обещания становятся реальными делами.
Валентина Миронова
Депутат ГД ФС РФ. Член комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
В школах необходимо ввести институт наставничества. На дискуссионной площадке «Качество жизни» площадке были представлены интересные и ценные практики по социальному волонтёрству — в частности, корпоративное волонтёрство силами предприятий среднего и малого бизнеса, а также «серебряное волонтёрство» – когда люди, вышедшие на пенсию, сами могут оказать поддержку. По поводу кадров развернулась нешуточная дискуссия – кого учить, чему учить и кто будет учить. Конечно, хорошо работает проект «Новая школа» — в его рамках ведётся обновление школьной инфраструктуры, строительство новых школ, детских дошкольных учреждений. Но вот с педагогическими кадрами действительно проблема и её нужно решать. Тем более, что в Брянске есть база для такого решения — Брянский государственный университет. И непосредственно связанный момент — профориентация. Её нужно начинать не во входе в профессию, когда выпускник идёт в школу, а раньше, ещё в школе. Для этого необходимо выяснять, к каким профессиям тяготеют школьники, культивировать профессии, ввести институт наставничества в школе