29.11.2019 16:05 | 1565

Сохранять или укрупнять? Что делать с брянскими малокомплектными школами?

Даже сами ученики понимают, что большая школа – это большие возможности

Актуальную тему на примере Глуховской школы Суражского района поднял телеканал «Брянская губерния». Привычка, говорят, вторая натура, поэтому любые перемены вызывают у людей напряжение. Несколько лет назад, когда школу решили закрыть, у родителей учеников это вызвало возмущение. Дело даже до федеральных СМИ дошло: какие только опасения люди не высказывали. И ездить далеко, и зимой рейсового автобуса не дождешься, и учителя останутся без работы, и дети лишатся индивидуального, по сути, обучения.

Что представляла собой Глуховская школа на тот момент? Старое деревянное здание с «удобствами» на улице, печным отоплением и сломавшимся котлом. Много лет не ведавшая капитального ремонта. Это общие проблемы деревенских школ в любом регионе страны. А еще там, как правило, всего несколько учеников. Бывает, что и вовсе один ребенок. И учителей-предметников, разумеется, не хватает.

Можно, конечно, капитально отремонтировать каждую такую школу. Даже один ребенок имеет право учиться в тех же условиях, что и другие сверстники. Можно подвести к школе газ, провести канализацию, обеспечить ежедневную поставку горячего питания, и обязать преподавателей географии, химии, астрономии и других предметов ездить туда раз в неделю, чтобы провести единственный урок. Все это, разумеется, возможно. Как и проводить для одного ученика в классе олимпиады и соревнования. Только ребенку обязательно нужно расти в коллективе, обязательно с кем-то соревноваться… Поэтому нужно ли сохранять малокомплектные школы? Насколько это оправданно и эффективно? 

В Суражском районе пошли по другому пути: трудоустроили глуховских учителей ближе к дому, правительство региона выделило безопасный школьный автобус, родителям учеников предложили выбор из нескольких больших учебных заведений. И теперь ежедневно ребят забирают от старой школы и привозят с занятий обратно. Время в пути – не более получаса. Плюсы? Они очевидны: правильная социализация в больших классах, доступ ко всем благам современной школы с полным комплектом учителей. Конкуренция со сверстниками, она любому ребенку тоже необходима. К примеру, в Суражской школе №3, куда перевели глуховских ребят, сегодня 430 учеников из 24 населенных пунктов. 

«Переживания давно забыты, - рассказывает мама школьницы, которую перевели из Глуховской в Суражскую школу, Елена Махлаева. – Учителя очень хорошие, мы довольны и дочери нравится».  

Еще одна мама – Лариса Летяго на момент закрытия старой школы каждое утро провожала на занятия сразу троих школяров. 

«У меня сын привозит из новой школы дипломы, грамоты, собирается поступать в военный вуз, - не без гордости рассказывает она. – В прежней школе таких перспектив у него, конечно же, не было. Старшая дочь после окончания Суражской школы поступила в педагогический колледж. И вот теперь Диана учится там в четвертом классе. Она очень довольна, всегда возвращается из школы счастливая – у них очень хороший в классе коллектив, есть разные кружки и секции».  

Материалы по теме: