22.04.2019 16:05 | 1292

Брянск - театральный город

А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?

Что же за новое имя на афишах?  Что же такое  Международный Славянский фестиваль «Театр +»? Для ответа на этот вопрос собралась настоящая пресс-конференция с внушительным составом. Здесь  руководители всех брянских театров, подкрепленные начальственными кадрами из библиотек и музеев. Возглавляла этот представительный культурный десант Директор департамента культуры Брянской области Елена Кривцова. Она сразу же открыла карты – наш город ждет фестиваль. Фестиваль Серьезного уровня. С 14 по 25 мая Брянщина превратится в  город – праздник, по крайней мере для любителей искусства. Впрочем, по порядку.

Пусть зрителей не пугает новое название. Фактически, «Театр +» это знакомые нам всем «Славянские театральные встречи», которые пройдут уже двадцать четвертый раз. Однако в год театра было принято решение провести не обычный конкурс. Ведь театр, это же не только сценическое действие: это и литература, и живопись, и музыка. Поэтому горожан ждет знакомство со всеми аспектами театрального искусства. Департамент культуры с гордостью заявляет, что подобного город еще не видел, и пусть это еще не «Золотая маска», но мы приближаемся к столичному уровню.

Организаторы решили подойти к вопросу комплексно. Кроме, собственно, театров, к фестивалю подключились и библиотеки. Так, областная библиотека имени Тютчева  проведет в своих залах встречи с известными современными писателями, критиками и публицистами.  Среди них можно выделить Павла Басинского – автора «тотального диктанта» этого года (заодно и про результаты спросить, ведь пока они, увы, неизвестны). Впрочем, другие встречи не менее интересны. Предметом гордости для организаторов служит приглашение Алексея Варламова, который широкому читателю известен как автор произведений в серии ЖЗЛ. Художественный руководитель фестиваля Евгения Розанова особенно отмечает подход этого автора – безукоризненная работа с архивными данными и уверенная констатация фактов, а также отсутствие ненужного субъективизма в оценке тех или иных событий.  Светлана Дедюля, директор областной библиотеки имени Тютчева, поделилась некоторым ноу-хау. Люди пристально следящие за культурной жизнью региона уже, думаем, заметили, что наши библиотекари пытаются отойти от привычного шаблона «книга-зал-тишина», и в силу своих возможностей  переосмыслить методы и способы работы библиотеки. Поэтому во время  фестиваля будет задействовано не только здание библиотеки, но и весь Круглый сквер. Он будет предоставлен детям, и работникам детской библиотеки. Тут будут проходить игры, тематические уголки. Особое внимание, стоит предположить, вызовет встреча с детскими писателями, прямо в сквере. Ведь это достаточно непривычно, когда можно сидя на лавочке в тени пока еще стоящих деревьев поговорить о литературе, детстве, и многом другом. Это ли не та самая культурная среда?

Именно так выглядит Павел Басинкий, если кто не в курсе.

Брянские хранители живописи тоже включились в фестиваль. Выставки, посвященные театральным художникам пройдут во всех наших картинных галереях, а также в фойе театров. Не секрет, что Брянский художественный музей обладает хорошей коллекцией таких работ, теперь же пришло время познакомить нашего зрителя и  с экспозицией других авторов. Впрочем, не только выставки: любо желающий откроет для себя много нового и в публичных лекциях, причем тематика разнится. Здесь и театральные костюмы, и  иконопись, и многое другое. Внимательный читатель заметит, что сейчас в Художественном музее идет ремонт, и это  может помешать внимать искусству. Однако директор музея Елена Клюева заверила, что экспозиция будет скомпанована и размещена так, что ремонт зрителям не помешает, как и зрители ремонту.
Филармония не остается в стороне: на, пожалуй, главной музыкальной сцене региона пройдут интересные концерты.  Наша редакция особо выделила для себя приезд Александра Гиндина. Брянским меломанам известный пианист представит программу «Шопен – и колдовство, и благородство». А что может быть лучше, чем профессиональное исполнении произведений действительно великого композитора в теплый майский вечер?

Но что же о театре? А театральная программа насыщена до предела. Спектакли будут идти на всех подходящих площадках. Внимательно посмотрите программу: задействована даже сцена Брянского государственного университета.  Фактически, всю программу можно разделить на две части – утреннюю и вечернюю. Благодаря тому, что театр Кукол наконец-то обрел свое здание, значительно увеличено число именно таких театров. Поэтому утром – куклы, вечером – люди. География фестиваля довольно привычна. Брянск, Москва, Новосибирск, Орел, Гродно, А также Пловдив и другие – всего 27 спектаклей.
Евгения Розанова (руководитель фестиваля) подчеркнула, что одной из целей организаторы видят знакомство нашего зрителя с современным искусством. Однако стоит заметить, что наш зритель , хоть и провинциален, но образован и пытлив, а также в искусстве подкован: не зря ведь театральный фестиваль проходит уже  в двадцать четвертый раз. Взгляните на программу: театры  играют по произведениям Чехова, Оскара Уайльда, Лопе де Вега, Гоголя. Где же здесь современное искусство? Не боится ли фестиваль  представить слишком авангардный взгляд на классические произведения?  Может ли брянский зритель попасть в плен формы, довлеющей над содержанием? Организаторы успокаивают, что все спектакли были просмотрены заранее, и должны принести ценителям театра настоящее удовольствие.

Здесь кроется, пожалуй, самое сильное и одновременно самое слабое место всего фестиваля. Любое мероприятие такого уровня (более тысячи участников, подумайте только!) это компромисс. Это компромисс между желанием и возможностью, между техникой и замыслом, и многим другим. Таким образом, несмотря на декларируемое «современное» искусство, «Театр +» предлагает довольно умеренный взгляд. И это можно понять – своей задачей, стоит предположить, и департамент Культуры области, и региональное правительство (которое активно поддерживает фестиваль) видят именно культурное объединение, поиск каких-то общих знаменателей в славянском искусстве нынешней эпохи. Здесь не нужны скандалы, провокационные высказывания и эпатаж.  Культура в понимании фестиваля не должна бить с размаху, она должна ласково брать за плечи и разворачивать в сторону правильных ориентиров. Причем, говоря о правильных ориентирах мы имеем в виду общечеловеческие ценности – доброта, гуманизм, человечность, и другие добродетели. Может быть, именно поэтому, несмотря на название «Славянские», заметен некоторый крен в сторону православной культуры. Это не хорошо, и не плохо, но в целом тенденция последних лет действительно такова, что культурная среда все сильнее будет испытывать на себе влияние православных ценностей, таких как добродетель, смирение, и иных, безусловно, положительных ориентиров.

Но все же, хочется чтобы следующие фестивали обратили внимание и в сторону современных авторов, в сторону авангарда. Ведь только вспомните, что именно Россия дала всему миру свое, ни на что не похожее искусство, с которым считаются до сих пор. И это действительно интересно. И есть энтузиасты, и даже в нашем городе, которые пытаются проводить такие спектакли, такие выставки. И у них есть своя публика. Разве это плохо, когда нынешние зеленоволосые юнцы и томные девы пытаются своим языком рассказать миру о переживаниях и вечных ценностях? Классика актуальна потому, что в ней отображаются вечные темы и вечные жизненные ситуации. Но почему же нельзя попробовать рассказать о таких темах, ситуациях и размышлениях языком нынешней молодежи? Пора ведь уже менять представление о том, что  театр – это высокое искусство для взрослых и избранных.  И не нужно давать этим ребятам большие площадки – достаточно малых сцен, малых форм. Нынешнее время диктует ритм, и иной раз короткая постановка на малой сцене  несет большее воздействие, нежели претенциозное двухактовое зрелище с дымом и стробоскопом. Именно, кстати, поэтому, редакция рекомендует обратить внимание на конкурсные постановки кукольников. Эти коллективы раньше других и лучше других освоили язык метафор, и у них получается, казалось бы, «детскими  играми» точно передавать окружающую действительность.

Разве не это ли цель современного театра? Отразить мир вокруг, отразить переживания, заставить задуматься? Но не просто так, «о вечном», а конкретному зрителю о своих конкретных бедах.  И весь фестиваль – это не развлечение, а работа над собой. И вечерний поход в театр  - это не выгул своих коктейльных платьев и новых бабочек, а сеанс совместной рефлексии. Ведь в наше непростое время всем стоит попробовать стать немножечко лучше, а театр дает нам ориентир, нежно подталкивает к этому. Хотя иной раз, не скроем, хочется чтобы организаторы немножко похулиганили и представили нам такое действо, которое шокирует, и огорошит. Можно ведь провести кулинарные сравнения: какая бы правильная  и полезная ни была еда, хороший заряд перца иногда бывает просто необходим.

Фестиваль «Театр +» 2019 – это, безусловно, вкусная и здоровая пища. Разнообразная, с множеством витаминов и полезных веществ. Но искушенному культурному гурману может показаться пресной.  Хочется верить, что на следующий год наш Департамент Культуры пересмотрит меню, и добавить больше «приправ» для нашего Зрителя. Ведь мы этого достойны.
Материалы по теме:
Опрос:
В настоящее время идёт капитальный ремонт ДК БМЗ. Какой из предложенных эскизов фасада вам нравится больше всего?
Deprecated: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls in /home/virtwww/w_riastrela-ru_49d8dab9/http/application/views/front/template.php on line 135
Авторизоваться

условия авторизации