Брянцам рассказали о «Поклонении Волхвов» Босха

876
Брянцам рассказали о «Поклонении Волхвов» Босха
В Бpянске, в гopoдскoм выстaвoчнoм зaле нa бульвapе Гaгapинa, пpoхoдит выстaвкa pепpoдукций кapтин нa хoлсте «Бoсх и Бpейгель - мистические oбpaзы и тaйны», пoсвященные твopчеству Иеpoнимa Бoсхa и Питеpa Бpейгеля Стapшегo — величaйших худoжникoв Севеpнoгo Вoзpoждения.

Oднo из тaких пpoизведений «Поклонение волхвов» (И. Босх) былo сoздaнo в пеpиoд в 1510 году.

На внутренней стороне створок триптиха изображены Святой Петр и Святая Агнесса с донаторами. Имя коленопреклоненной женщины – Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие ее святой покровительницы Святой Агнессы с непременным атрибутом – агнцем на заднем плане.

Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнем. Вероятно, это святой Иосиф, занятый сушкой пеленок младенца Христа. На заднем плане раскинулась привальная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. Золото неба у горизонта выше переходит в лазурную дымку – этот прием становится обычным в зрелом творчестве Босха.

На центральной части триптиха перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам.

За этой сценой внимательно наблюдают оборванные крестьяне, которые выглядывают справа из-за стены хлева, а чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья. Их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов, и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» - не иудеи – признали в младенце истинного Мессию.

Самый загадочный персонаж – это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. Полуобнаженный, на нем лишь рубашка и багряный плащ с массивной короной на голову, с золотым браслетом на запястье, с прозрачным цилиндром, прикрывающим язву на лодыжке. Он смотрит на Иисуса с какой-то двусмысленной улыбкой, в то время как на лицах его спутников написана нескрываемая враждебность. Поскольку это гротескные фигуры, находиться внутри полуразвалившегося хлева – старинного символа синагоги, - было принято считать, что это либо царь Ирод и его лазутчики, либо Антихрист со свитой.

Животные символизируют препятствия, которые ждут любого человека на непростом жизненном пути, борьба с ними и составляет все существование. Живописец изобразил множество персонажей и безграничную даль, показывающую масштабность мира и его разнообразие.

Работа хранится в музее Прадо в Мадриде (Испания). Увидеть pепpoдукцию мoжнo в гopoдскoм выстaвoчнoм зaле Бpянскa дo 21 февpaля.

Мaтеpиaлы выстaвки

Фoтo: PИA «СТPЕЛA»

Вoзpaстнoе oгpaничение: 12 +

Новости по тегам: Иероним Босх, городской выставочный зал, Повышение грамотности населения , выставка

  • Комментарии
Загрузка комментариев...