Брянский МИФ или искусство писать светом

1896
Брянский МИФ или  искусство писать светом

Первые ассоциации, возникающие у большинства людей при слове «музей» - это статичные предметы, посвященные истории чего-либо или кого-либо, экспонаты с надписью «руками не трогать», небольшие таблички с информацией и тишина…

Если вы посетите Музей истории фотографии в Брянске, все шаблоны и устоявшиеся представления о музее просто рухнут.

Недавно мне посчастливилось побывать в гостях у Романа Формина – основателя, хранителя и бессменного экскурсовода Музея истории фотографии. Да, участники экскурсии в этом музее - именно гости, а не просто посетители. Они сами принимают участие в процессе создания фотографии по методу, изобретенному Фредериком Арчером в начале 1850х годов, который называется Амбротип - в переводе с греческого - «бессмертный отпечаток». 

Фотография, созданная таким способом может храниться более 100 лет и изображение на ней настолько живое и объемное, что хочется сравнить его с картиной, выполненной рукой художника. Ни одна цифровая фотография, созданная при помощи самой мощной техники с максимальным возможным размером матрицы, не сможет отобразить большое скопление предметов или людей, например полк солдат, где лицо каждого при увеличении не разлетится на пиксели. На фотографии, снятой «старушкой» 1905 года, как любовно Роман называет один из своих фотографических аппаратов, запечатлены сотни людей и на их лицах можно рассмотреть глаза, усы, форму носа и самые мелкие детали.

К слову, все фотографические аппараты в музее – рабочие, их можно потрогать, и с одним из таких - гости непосредственно работают. Процесс начинается с посадки модели, установки камеры обскура, выстраивания света.


 


Затем мы попадаем в лабораторию, где начинается колдовство с химическими реагентами - стеклянная пластина «очувстляется» раствором серебра (делается светочувствительной).

После этого мы возвращаемся к модели, пластина устанавливается в камеру, фотограф произносит свое знаменитое «Внимание, снимаю!» и яркая вспышка, завершает волшебство переноса изображения на серебро.

Мы снова возвращаемся в лабораторию, где погружаем пластину в специальный соляной раствор и на наших глазах на поверхности постепенно возникает изображение. Этот процесс завораживает и действительно напоминает волшебство, когда одна субстанция вступает в реакцию с другой и получается нечто, что повторить уже невозможно.   Свет воздействует на молекулы серебра, энергия соприкасается с веществом и получается чудо, которое мы называем фотографией – «писание светом» в переводе с греческого.




«В нашем музее экспонат – это не предмет - это процесс, – говорит Роман Формин, -ключевой момент в том, что происходит здесь-это то, что я не только рассказываю, я прежде всего- показываю. Когда я читал лекцию «От дагерротипа до инстраграма» я понял, что мы говорим здесь не только о фотографии, мы говорим об Аристотеле, о Льюисе Кэроле (Льюис Кэрол ранее был известен, прежде всего, как знаменитый фотограф, имел большую коллекцию фотографий – прим редакции), о научных открытиях в химии, физики, оптике, об интересных исторических фактах и событиях, мы говорим о чем угодно и о фотографии в том числе. Я понял, что это может быть интересно для молодежи, для школьников старших классов. Когда им говорят о камере - обскура (1 параграф физики) – они забывают об этом. На уроке анатомии им говорят о том, что глаз устроен так, что мы видим изображение вверх ногами - они забывают об этом. Но когда дети один раз вживую увидят эти процессы – это прочно отложится в памяти. Я очень рад, что после посещения музея истории фотографии подростки начинают думать, они начинают перечитывать «Алису в стране чудес», сами узнают, кто такой Прокудин-Горский, сопоставляют современные гаджеты с изобретением 18-19 веков, и многое-многое другое», - резюмировал Роман

Новости по тегам: искусство, музей, конкурс фотографий и видеороликов, фотографии

  • Комментарии
Загрузка комментариев...