Брянцам рассказали, почему Гамлет - трагический герой

948
Брянцам рассказали, почему Гамлет - трагический герой
Трагедия У. Шекспира «Гамлет» имеет чрезвычайно сложное содержание. Казалось бы, простая и старая, как мир, история о мести приобретает огромный масштаб и античный размах, создаёт архетипического героя, которого теперь можно разглядеть во многих персонажах. Однако можно ли «Гамлета» назвать историей о мести? Быть может, наоборот, это история о крахе человеколюбия?

Наверное, так оно и есть. Гамлет – персонаж чуткий и глубоко переживающий крах идеалов гуманизма. Люди вокруг него погрязли в пучине нечестивости и пороков. Однако каковы же эти самые идеалы, которым не соответствует королевский двор.

Ренессанс провозгласил громкий девиз: «Человек – венец творения». Человек огромен, масштабен, велик, помыслы его всегда чисты и благородны, деятельностью своей он меняет мир к лучшему и способствует научно-техническому прогрессу. Человек собственными силами создаёт новый мир, свободный от церковных догм, феодализма, войн и человеческих пороков.

Однако что же мы видим в Гамлете. Перед нами предстаёт отвратительный Полоний – услужливый, мелкий шпион, вредитель, ничтожное насекомое; недальновидная Гертруда, столь быстро забывшая мужа; прихлебатели Розенкранц и Гильдестерн. И эти люди управляют государством! Как видим, великим идеалам Ренессанса мешает воплотиться мелкий порок, который собираясь в одном месте, приобретает величие и губительную силу. Олицетворением этой силы, его квинтэссенцией, становится Клавдий, убивший родного брата из корысти и эгоизма. Казалось бы, эти отвратительные мелкие пороки толкнули его на столь страшное преступление.

В столь дурном обществе обитают нейтральные герои – Офелия, Лаэрт и Горацио. Первые двое подвержены влиянию порочного света, а потому нет им будущего. Офелия – создание прекрасное и по природе своей чистое – сходит с ума от окружающей её жестокости и грязи. К этому приложил руку, по сути и сам Гамлет, однако о нём поговорим позже. Лаэрт поддался гневу и, можно сказать, стал двойником Гамлета, встав на путь мести. Лишь Горацио остался подвержен влиянию лучшего друга, а потому сохранил жизнь и рассудок, прямо не влияя на события, не вмешиваясь в пучину грязи и не марая руки в крови.

Сам же Гамлет по природе своей такой же, как и Горацио, и является его двойником, однако окружающая его действительность толкает героя на действия. Но он совершать их не хочет. Причина этого в том, что убийство – преступление против природы, не достойное человека Ренессанса. Гамлет осознаёт, что месть даже за смерть отца – поступок противоестественный. Недаром героя толкает на него Призрак, пришедший из преисподней. Притом Гамлет осознаёт, что доли ему этой не избежать и зло ему придётся перебарывать лишь злом. Гамлет смывает зло кровью нечестивцев. Сея горе и боль, сам становится порочным, а потому и его не может ждать ничего, кроме смерти. Останься он жив, мир не был бы избавлен от порока до конца, ведь он сотворил зло, убив, например, Полония. Поступок этот, сам по себе ужасный, посеял ненависть и гнев в сердце Лаэрта, сбив его с пути, толкнув на желание отомстить, а также свёл с ума Офелию. Что же это, если не зло в чистом виде? В таком прочтении, Гамлет приносит себя в жертву, очерняет себя добровольно, берёт грех на душу, чтобы избавить человечество от зла вовсе.

Таким образом, крушение гуманизма проявляется в том, что люди внезапно поняли, что человек не свободное и благородное существо, а корыстное и эгоистичное. Со злом нужно бороться, даже принося в жертву самого себя, сея ещё большее зло.

1
0

Новости по тегам: искусство, театр

  • Комментарии
Загрузка комментариев...