У нас одна из самых больших коллекций работ художников театра и кино!

600
У нас одна из самых больших коллекций работ художников театра и кино!

Напомним,что совсем недавно Брянск посетил  полномочный представитель Президента РФ  в  ЦФО Игорь Щёголев. Одним из пунктов его визита стал Брянский Художественный Музей, где чиновник сделал для себя несколько интересных открытий.  Об этом и многом другом нам рассказала Директор музей, Елена Клюева.

"Игорь Щеголев заранее, задолго до своего визита высказал пожелание, «хочу в Брянский художественный музей»."

"Мы, например, разговаривали про работы школы Боровиковского, и я ему рассказываю, а он говорит, «вы знаете, меня прямо загипнотизировала эта работа. Я стал вспоминать его светские портреты». И вот мы прошли постоянную экспозицию, возвращаемся назад, и опять проходим мимо этой иконы , и Полпред говорит, «все-таки она меня пленила». Это очень приятно."

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757, Миргород, Малороссия —1825) — русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств. В его творчестве преобладает камерный портрет. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. На иллюстрации - характерная для этого художника работа.

"Это было профессиональное общение, не ознакомительное. Мнение сложилось такое, что гость хорошо разбирается в истории отечественной культуры, и в частности, что касается творчества братьев Ткачевых – он сказал, что знает их лично, и творчество знает очень хорошо."

"Завершая наше путешествие по постоянной экспозиции, поговорили о наших фондах, которые находятся в хранилищах художественного музея. Конечно, все мы представить не можем, как, впрочем, и любой музей, даже с бОльшими площадями. И зашла речь о различных коллекциях, которые у нас есть. А поскольку совсем недавно, два года назад, издавалось полное собрание этой коллекции, мы акцентировали внимание на коллекции работ художников театра и кино. Игорь Щеголев был приятно удивлен, и когда он сразу же стал листать этот каталог, нашел раздел «художники кино». А там – «Семнадцать мгновений весны», «Алые паруса», очень узнаваемые картины."

Шенгелия Л.А. Порт Лисс.Магазин Игрушек. Эскиз к кинофильму "Алые паруса" 1961

"Мы сами не знаем как у нас эти работы появились. Я стала анализировать даты поступления этих работ. На сегодняшний день их более четырехсот, когда мы писали каталог – их было немного меньше. Так вот, поступления начались с 1969 года. Получается, что в 1968 мы образовались, а в 1969 пошло первое поступление, причем очень хорошее. Туда входили киноэскизы, достаточно большое количество. Например, к мультфильму «Дядя Степа» эскизы Шварцмана. Эскизы Шенгелия к «Алым Парусам», эскизы Неметчика к «Чистому небу» Чухраю, эскизы Новодережкина к «Андрею Рублеву» Тарковского. Такое мощное первое поступление от министерства культуры."

"Почему они пришли? Сейчас уже никто не знает. Но я смею предполагать, в связи с тем, что в регионе открылся художественный музей, и когда была система распределения, это был такой первый , хороший подарок. А дальше, когда продолжается распределение, уже смотрят, где какая коллекция сформирована. И затем поступления 1972, 1975 и далее… Самое последнее поступление художников театра и кино произошло в этом году. Народный художник, Кислых Вадим Иванович, сорок лет отработавший на Мосфильме со всеми нашими известными режиссерами. И он просто вышел на наш музей. Причем его работы у нас уже были, например к фильму про шахтеров «Антрацит» восьмидесятых годов. И художник предложил подарить нам еще свои работы. В сентябре в нашем музее будет открываться его персональная выставка, мы с ним договорились, и сейчас идут переговоры о том, что в рамках открытия выставки он нам подарит еще четыре киноэскиза к первому советскому сериалу «Михайло Ломоносов»."

 

Кадр из многосерийного фильма "Михайло Ломоносов"

"Кино – это массовое искусство, а у нас – золотой фонд советского кино. Заметьте, что эскизы поступают не по одному, а по три, по пять, и они дают полное представление об этом фильме."

"Бывает по разному. Есть киноэскизы рабочие, есть эскизы которые не входят в кино.  А есть такие, как например, работы Евгения Куманькова к фильму Гайдая «12 стульев». Я ставлю четыре этих эскиза и вот – весь фильм. Там и Эллочка сидит на своей кровати, у нее там очень интересная стена с такими любопытными фотографиями. Художники  создают огромное количество рабочего материала, что-то идет в кинопроизводство, что-то нет."

Куманьков Е.И. Людоедка Эллочка. Эскиз к кинофильму "12 стульев" 1969

"Очень часто кинохудожники рисуют одно , катаются на натуру, а потом, когда начинаются съемки, что-то меняется, и какие-то подсказки дает сам художники."

"Есть отдельно раскадровки (у нас в музее есть такие раскадровки к фильму Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу») – это такие рисунки формата А5, такой комикс - черновик. А киноэскиз – это сцена, которую зритель потом может увидеть на экране."

"Чтобы показать все  у нас не хватает площадей."

"Это графика. Очень сложно экспонировать, есть свои требования, предъявляемые к экспонированию. Не такого оборудования, которое позволит показывать эти работы круглый год. Максимум,что можем себе позволить – это экспонировать до трех месяцев. Да и то, периодически приходится закрывать от естественного освещения. Поэтому большинство киноэскизов появляются у нас только на тематических выставках, хотя до девяностых годов в нашем музее был отдельный зал художников театра и кино, его создавал Рысюков Владимир Николаевич, это его детище. Но потом, в девяностые постоянная экспозиция была  закрыта и расформирована, по каким причинам –  неизвестно. Сейчас мы очень сожалеем об этом, ведь не в каждом региональном музее есть киноэскизы."

Кадр из мульфильма "Дядя Степа - милиционер". 1964

"Из  всех региональных музеев у нас самая большая коллекция художников театра и кино, если не брать специализированные."

"Это не может быть таким же, как демонстрация живописи ли графики. Должно быть много мультимедийных средств, чтобы можно было показать фрагменты фильмов, часть работ показывать в электронном варианте, проводить квесты, кинопоказы,и другое. Это получается уже целый центр культуры и искусства. Тогда это будет интересно и притягательно."

Теги
музей кино
0
0

Новости по тегам: музей, кино

  • Комментарии
Загрузка комментариев...