От «Кораблей в моей гавани» до «Разбитый ковчег». Брянской молодежи прочитал лекцию Леонид Клейн

216
От «Кораблей в моей гавани» до «Разбитый ковчег». Брянской молодежи прочитал лекцию Леонид Клейн

Если вдруг кто-то не знает, то в нашем городе проходит интереснейшее мероприятие – «Диалог на равных». Суть в том, что организаторы приглашают разных интересных людей, и проводят встречи с студентами, школьниками, в общем – с неравнодушной молодежью. Очередная встреча интриговала не столько тем, кто  говорит, а тем, что говорят. Заявленная тема- «Батлы, диссы и Oxxxymiron: рэп как новая русская поэзия». Не скажем что такая трактовка сильно оригинальна, но в любом случае, для подобных встреч это просто глоток свежего воздуха. Поэтому в малый  театральный зал ДДЮТ устремились любители словесности, Мирона Федорова и бара 1703. Вторых было, судя по всему подавляющее большинство.  О всех превратностях  тяжелой судьбы русского репера поведать был готов Леонид Клейн - журналист, публицист, старший преподаватель РАНХиГС при президенте РФ , главный редактор журнала и автор лектория «Часть речи». Автор и ведущий программы на радиостанции «Серебряный дождь». Спикер Московской школы управления «Сколково», Корпоративной Академии Росатома. Человек, который пропагандирует русскую литературу и русское искусство, старается популяризировать его.

Зал оказался заполнен на три четверти. Может быть сказался тот факт, что Леонид сменил предмет лекции. В итоге вместо анализа пламенных строк Оксимирона, Микси и Смоки мо зрители получили более изящную тему – «Латинские ноты и ломаный русский. Монеточка как Земфира сегодня». Согласитесь,  задумка интересная -   через двух певиц, которых называли в свое время голосом поколения, показать связь песенной традиции, связь образов, а также родство современного и классического искусства. Однако, как нам кажется, здесь есть и подводные камни. Выбор Земфиры как точки отсчета для анализа логичен, но возможно не совсем актуальный – большая часть аудитории эти песни просто не слышала. Очевидно, что сам Леонид Клейн также прекрасно это понимает, поэтому лекцию он построил на примерах: сперва вместе с залом слушал песню, затем обсуждал образы, слова, структуру.

Вне темы заметим, что в разговоре перед лекцией Леонид Клейн обратил внимание на интересный факт: если до пятидесятых массовой молодежной культуры фактически не было, то теперь уже нельзя отделять молодежные течения от массовой культуры и от общества. Все переплетено, и, собственно, этому и посвящен цикл лекций.

Безусловно, это нужно делать.  Ведь сейчас песни – это зачастую просто городской фон, который сопровождает нас на улицах из наушников или громкоговорителей. И мало кто сейчас пытается задуматься о смысле, содержании и образах. Тем не менее, в подобных обсуждения всегда есть некоторый нюанс, имя которому – субъективизм. Редкий автор построчно рассказывает смысл своих произведений, а русский слушатель любит чтобы было «красиво и непонятно».  В результате Леонид Клейн проводит фактически литературоведческий анализ, с всеми плюсами и минусами. Как провинциальные критики, начнем конечно же с минусов.

На наш сугубо богемный взгляд в своей лекции Леонид Клейн сознательно смещает акценты. Разбирая песни, он ставит во главу угла текст. Оно  и логично, а как еще должен делать филолог? Тем не менее, такая позиция пахнет некоторым ретроградством, если не сказать страшное – «русским роком».  Вот пример – хитовая песня «Арриведерчи» (которой в этом году, кстати, двадцать лет как на радио. Юбилей!). Анализируя это, бесспорно, эпохальное произведение,  спикер приводит такие аргументы. Например, оборот «вороны-москвички» говорит нам о том, что лирический герой песни не москвич, он не в родном городе. Особое внимание было заострено на некоторых особенностях, на своеобразных авторских фишках, которые красной нитью проходят через творчество Земфиры.

 

Вторым треком была выбрана песня «Самолеты», которую лектор отрекомендовал как «вершину творчества Земфиры». В этом треке Леонид обратил особое внимание на синтаксис и пунктуацию. И таким образом слушатели вместе в Леонидом  через слова и обороты создают портрет лирического героя, пытаются понять ситуацию, в которой этот герой оказался. Честно скажем, мы очень ждали мнения о том, почему же такие мягко скажем странные тексты известной певицы смогли войти в резонанс с молодежью конца девяностых- начала нулевых? Но увы… либо время поджимало, либо аудитория не располагала к подобному анализу.

 

Песню самолеты Леонид Клейн характеризует как трек, в котором автор к концу успокаивается, приходит к внутреннему покою. Был ли трек таким же сильным по воздействию при другом музыкальном сопровождении?

Разобрав две песни, аудитория во главе с лектором плавно прыгнула на двадцать лет вперед, и внимательно ознакомилась с творчеством Елизаветы Гырдымовой, более известной как Монеточка. Эта барышня оказалась для слушателей более знакома, поэтому обсуждение было более бурным. Оно и понятно – если Земфира это больше про романтизм, то Монеточка – это сатира. Причем сатира многоуровневая. В качестве примера была выбрана песня «Разбитый Ковчег». Леонид Клейн назвал этот трек «очень патриотичным» и провел параллели между песней и фильмом Александра Сокурова «Русский Ковчег», выводя аудиторию на соответствующие ассоциации.

 Настоятельно рекомендуем послушать альбом полностью - он действительно хорош (Земфира раскритиковала, но спишем это на некоторую профессиональную ревность).

Однако же по факту, нам показалось, что в таком подходе есть изъян. Ведь песня – это и слова, и музыка, а анализировать песню только по тексту – это как оценивать балерину по ее половине. Верхней или нижней.  Тут важно комплексное воздействие. Ведь не секрет, что та же Земфира относится к исполнителям относительно новой формации, которые в своих текстах ставили скорее благоприятное фонетическое звучание, красивое сочетание букв и слогов (до кристального абсурда такую технику довел Иван Дорн. Также можно вспомнить британцев Radiohead, которые один из своих альбомов сделали так: написали на бумажках кучу разных фраз, кинули в шляпу, перемешали и вытаскивая их ставили в тексты песен). Именно благодаря такому подходу тексты максимально размытые, и открывают широкое поле для толкований и исследований.  Кроме того, музыка – это именно то, что придает музыканту свое лицо, и именно поиск своего звука стал для Земфиры, пожалуй, важнее, чем написание песен.  Аналогично можно сказать и о Монеточке – голос и музыка, аранжировка очень влияют на восприятие. Согласитесь, одно дело если строки «Разбитый ковчег всплывает со дна - И вечно жить нам, и вечно плыть нам: Искать счастье там, где плачут даже Иконы страшных пятиэтажек.» споет  брутальный юноша, и другое  - хрупкая девочка с нежным голоском. За счет контраста и достигается нужный эффект.

Впрочем,  главная мысль, которую провел через всю лекцию Леонид Клейн (и в финале повторил ее , на всякий случай) – нельзя создать что-то принципиально новое, поэтому эрудированный и начитанный слушатель найдет в песнях Земфиры и Монеточки отсылки к Лермонтову, Пастернаку, и другой русской классике. Но особо хочется заметить вот что. В самом начале лекции интеллигентного вида ведущий представляя спикера и проект сказал , что «мы приглашаем успешных людей, людей, которые чего-то добились». Ответ Леонида заставил нас мысленно аплодировать. Он начал с того, что Пушкин не был успешным в нынешнем понимании этого слова. Гоголь – тоже. И мимоходом вывел, наверно, главный тезис русского искусства  - «Искусство и творчество – это про вечность, а не про успех». Ведь согласитесь, сейчас стало особенно модно проводить бизнес-встречи, бизнес-завтраки-обеды-ужины, публичные беседы…. И юнцы почему-то верят, что приедет «успешный спикер» который расскажет, что и как сделать, чтобы стать богатым успешным и знаменитым. Но в искусстве это не работает! Музыка, поэзия, литература – да и  искусство вообще – дает тебе опыт другого человека, чужие переживания, другой взгляд на проблемы.

Про это и была лекция – не про Монеточку, не про Земфиру и не про Оксимирона, дай им бог здоровья.  Полтора часа  Леонид Клейн говорил о том, что не нужно ждать кого-то, кто объяснит тебе секреты мира. Все секреты уже раскрыты. В русской поэзии, в русской музыке, в русской литературе. Нужно лишь вслушаться, вчитаться, и откроется дивный новый мир.
0
0
  • Комментарии
Загрузка комментариев...